Подпишитесь на обновление сайта и получайте новые статьи на почту! Введите свой E-Mail:

Михаил БулгаковВ одном из своих лучших произведений «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков отзывается о котах, как о «мирных, преданных человеку и полезных ему животных» и называет кота «древним и неприкосновенным» животным. О теплом отношении писателя к представителям кошачьих говорит созданный им замечательный персонаж — кот Бегемот из свиты Воланда, кот-оборотень и любимый шут Воланда…

Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. В исследовании И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (1872), знакомом Булгакову, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с женским — Левиафаном — обитающее в невидимой пустыне» на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Сведения о Бегемоте автор «Мастера и Маргариты» почерпнул также из книги М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве. Там, в частности, описывался бес Бегемот в виде  чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота.

БегемотУ Булгакова Бегемот стал громадных размеров котом-оборотнем, а в ранней редакции Бегемот имел сходство со слоном: «На зов из черной пасти камина вылез черный кот на толстых, словно дутых лапах…» Булгаков учел также, что у слоноподобного демона Бегемота были руки «человеческого фасона», поэтому его Бегемот, даже оставаясь котом, очень ловко протягивает кондукторше монетку, чтобы взять билет.
По свидетельству второй жены писателя Л. Е. Белозерской, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний кот Флюшка — огромное серое животное. Булгаков только сделал Бегемота черным, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. В финале Бегемот, как и другие члены свиты Воланда, исчезает перед восходом солнца в горном провале в пустынной местности перед садом, где, в полном соответствии с рассказом книги Еноха, уготован вечный приют «праведным и избранным» – Мастеру и Маргарите.

В 1936-1937 годах Михаил Афанасьевич Булгаков работает параллельно над двумя произведениями: «Мастером и Маргаритой» и «Театральным романом». На страницах обеих книг встречаем кошек. Правда, в отличие от Кота Бегемота, «театральные» кошки не являются центральными персонажами, однако сопровождают все повествование. Герой «Театрального романа» Максудов, занимавший скромную должность читальщика в некоем издательстве, свою должность ненавидел.  Однажды Максудов проснулся весь в слезах после грустного сна и вдруг так остро почувствовал страх смерти, что даже простонал. Он оглянулся тревожно, ища помощи и защиты от смерти. И нашел ее:

«…тихо мяукнула кошка, которую я некогда подобрал в воротах. Зверь встревожился. Через секунду зверь уже сидел на газетах, смотрел на меня круглыми глазами, спрашивал — что случилось. /…/ — Это приступ неврастении, — объяснил я кошке. — Она уже завелась во мне, будет развиваться и сгложет меня. Но пока еще можно жить… Я успокоился, успокоилась и кошка, закрыла глаза».

Кошки начинают появляться на страницах произведений писателя во время совместной жизни Михаила Афанасьевича Булгакова с Любовью Евгеньевной Белозерской.  Любовь Белозерская была очень привлекательная, добрая, милая, веселая, дружелюбная женщина. Судьба Любови Белозерской поразила воображение писателя. (Именно она явилась прототипом Серафимы Корзухиной в пьесе писателя «Бег»). Однако при всем своем обаянии создать семейный уют новая супруга не смогла. Более того,  Любовь Белозерская не понимала и не ценила литературный дар своего мужа. Эта удивительная глухота к творческой личности супруга причудливым образом сочеталась в Любови Евгеньевне с большой душевностью по отношению к животным: лошадям, собакам, кошкам. По-видимому, именно в это время Булгаков стал внимательно присматриваться к хвостатым, наблюдая за их повадками.
Одно время супруги жили в Москве в Малом Лёвшинском переулке,  где им принадлежали две маленькие комнаты. Домик — обыкновенный московский особнячок, населенный множеством самых разных людей — был превращен в коммунальную квартиру.  В этом жилище у супругов Булгаковых поселилась кошка Мука, может быть, подобранная ими где-то на улице, как кошка героя «Театрального романа» Максудова.  Кошка регулярно приносила котят. Михаил Афанасьевич на руки кошку никогда не брал — был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку. Исключение делал перед родами: кошка приходила к нему, и он ее массировал. Первенца кошки Муки они назвали Аншлагом в ознаменование театральных успехов Михаила Булгакова.  Кошачьи позы: забавные, умилительные, невероятные — радуют и удивляют автора. Мука регулярно приносила котят, и «кошачий коллектив» квартиры Белозерской-Булгакова всегда был неиссякаемым источником для новых шуток. Любовь Евгеньевна, например, утверждает, что жившие с ними кошки вдохновляли не только самого Булгакова и друзей семьи, но и «проявили себя в эпистолярном жанре». В своих воспоминаниях она упоминает: «У меня сохранилось много семейных записок, обращенных ко мне от имени котов. Через некоторое время кошачья семья распалась. Котенок Аншлаг был подарен хорошим знакомым. У них он подрос, похорошел и неожиданно для всех… родил котят. За что и был разжалован из Аншлага в Зюньку. Других котят кошки Муки раздали в «добрые руки». Один из них был подарен Валентину Катаеву, с которым в то время Булгаков очень дружил. Ну а кошка Мука переехала с Любовью Евгеньевной и Михаилом Афанасьевичем на Большую Пироговскую улицу, 35-а, в бывший особняк купцов Решетниковых. По словам супруги писателя, именно она «заразила» его своим отношением к животным.

«Я рада, что привнесла совершенно новую тему в творчество писателя. Я имею в виду, как в его произведениях преломилось мое тяготение, вернее, моя постоянная, неизменная любовь к животным. Вот передо мной весь его литературный путь. Нигде, никогда (если не считать фельетона «Говорящая собака», напечатанного в «Гудке», да и собака-то там — объект жульничества), не останавливается он на изображении домашней кошки, любимой собаки: их у него просто не было, как вообще не водились они в киевском доме Булгаковых. Обратимся к роману «Белая гвардия». Обжитой дом, уютная обстановка, дружная семья. Казалось бы, где как не там, приютиться и свернуться калачиком на старом кресле домашнему коту. Нет. Не может здесь этого быть. И вот появляюсь я, а вокруг меня всегда ютится и кормится всякое зверье».

Вероятнее всего, Любовь Евгеньевна ничуть не преувеличивала, говоря о своем влиянии на отношение писателя к животным. А Михаил Афанасьевич со свойственным ему талантом преломил свои наблюдения за котами, превратив их в еще одно литературное выразительное средство.

                    (По материалам журнала «Друг кошек»)

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

1 комментарий: Кошки Михаила Булгакова

  • Привет! Если маститый и признанный писатель, каким к середине 20-х годов был Белый, обратил внимание на сочинения начинающего автора, то, значит, почувствовал в них что-то близкое себе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

canadian pharmacy generic viagra Mail order online pharmacy mail order \[.> cialis brand cheapest prices and best deals. Last news https://rxstock.org }?|/ online pharmacy viagra contact us or toll free.